О ТОМ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ БАЛЕТОМ

 

"До тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом." [Михаил Булгаков]

 

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Всё дальнейшее время балет предназначался для праздных утех царствующей фамилии и правящей верхушки российского государства. Зародился же балет в Италии в 16 веке, вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Французское слово ballet произошло от итальянского ballo (танцую), и с момента своего возникновения означало вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец [т.е. Музыкальное движение]. Во второй половине 18 века французский балетмейстер Жан Жорж Новер создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, и тем самым утвердил активную роль музыки как "программы, определяющей движения и действия танцовщика". Людвиг ван Бетховен в своём балете "Творения Прометея" предпринял первую попытку симфонизации балета, а первыми симфонизированными балетами считаются балеты Лео Делиба "Коппелия" и "Сильвия" [т.е. Симфоническое движение]. Вместе с тем, уже тогда обозначился упрощённый подход к балетной музыке в балетах Пуньи, Минкуса, Дриго и др., как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца [т.е. Ритмика]. Немаловажную роль стала играть пантомима, с помощью которой актёры стали пытаться передавать чувства героев, их "разговор" между собой, суть происходящего [т.е. Драма]. В современном балете также широко используются элементы гимнастики и акробатики [т.е. Спорт]. Таким образом, классический балет из искусства окончательно и уже бесповоротно превратился в псевдоискусство, в котором основным художественным инструментом стали малосодержательные "ужимки и прыжки", сам танец полностью утратил какую-либо связь с музыкой, и, как средство выразительности, язык танца в классическом балете вовсе перестал существовать. Отдельные исключения, такие как "Лебедь" Сен-Санса или "Танец маленьких лебедей" Чайковского, только подтверждают общее правило и наглядно демонстрируют скудность выразительных средств и бедность художественного языка в других сценах и балетах. Элементарный музыковедческий анализ произведений Чайковского показывает всю глубину хореографической партитуры, задуманной самим композитором, и полное несоответствие балетных партий музыке. Технических средств классического балета явно не достаточно для решения художественной сверхзадачи и воплощения художественного замысла даже сегодня, и, конечно, их было недостаточно в то время, когда эти произведения сочинялись.